yura_donfor (yura_donfor) wrote in ru_egypt,
yura_donfor
yura_donfor
ru_egypt

Categories:

Хепеш



Хепеш из музея Университета Ливерпуля (No. # E1530)

Хотя контекст меча в целом неизвестен, он был вероятно найден в каком-то погребении из раскопок Гарстанга, но информация об этом не издавалась.
Чтобы поместить данный меч в некоторый контекст, мы должны сначала посмотреть на другие подобные экземпляры этого оружия, чтобы определить, каким образом он мог использоваться и каково было его культурное значение. Боннэ совершенно справедливо отмечает что термин "серпообразный меч" является неправильным, так как лезвие хепеша находится на выпуклой стороне, в то время как серпа - на вогнутой.

Три экземпляра из царских могил в Библе.
Надо отметить, что эти могилы по общему мнению проблематичны для датировки.
Все три экземпляра - около 56 см в длину и имеют некоторое незначительное вспомогательное художественное оформление. Они отличаются тем, что имеют хвостовик, чтобы устанавливаться в деревянную ручку, и имеют наиболее древнее "лезвие-крюк". Все три погребения, приблизительно могут быть отнесены к самой поздней стадии Средней Бронзы - I период (2000-1850 гг. до нашей эры). Разновидность с хвостовиком должно быть предшествовала мечу, отливаемому единым целым. Приблизительно одна треть части от полной формы этих более древних мечей приходится на изогнутое лезвие.

Экземпляры из последующих периодов.
Интересен, экземпляр № 654 из погребения III в Библе, отлитый полностью бронзы, но сохраняющий фрагменты золота по ее поверхности, конечно, он был в большей степени погребальным, чем служил реальным оружием борьбы. Другой экземпляр происходит из Сехема, но он не имеет никакого контекста. Этот экземпляр немного короче (45.2 см длиной), но имеет форму, подобную мечам из Библа времени СБ-I. Если эти экземпляры сравнить с мечом из Абидоса, хранящимся в Восточном Институте Чикаго, становится ясно, что эти мечи являются предшественниками экспоната из собрания Ливерпульского Университета.
Поздние формы хепеша подверглись поистине драматическому изменению. Лезвие становится удлиненным и теперь составляет половину оружия. Меч отлит одним целым. Все известные экземпляры имеют кромки на ручке, чтобы можно было выполнить инкрустацию рукояти. Один из подобных экземпляров - хепеш из гробницы Тутанхамона, являющийся лучшим по сохраненности экземпляром, известным исследователям. Если сравнивать его с экземплярами из Гезера (погребение 30) и Угарита (оба - из контекстов 13-ого столетия), становится ясно, что они являются последней формой "изогнутых" мечей.
Более поздний пример найден в неизвестном контексте, но имеет очень сходную форму с Ливерпульским экземпляром, даже при том, что происходит из Ирака. Этот меч хранится в Бостонском Столичном Музее Искусства (cat. no.# II.166.I [472]). Сохранность этого экземпляра замечательна. Длиной 53.4 см, он отлит целиком из бронзы. Как и Ливерпульский экзепляр он имеет углубление в ручке, что позволяло ее инкрустировать. Ручка немного изогнута вниз от основания. Головка рукоятки имеет прямую вершину, в то время как вогнутая сторона имеет крючкообразное окончание, чтобы предотвратить соскальзывание при использовании. Лезвие находится на выпуклой стороне кривой области и не выказывает никаких признаков изнашивания.
Основание имеет клинописную надпись, которая идентифицирует меч как принадлежность Ададнирари I (1307/5-1275/3 гг. до нашей эры). Меч имеет поразительное сходство с Ливерпульским экзепляром по форме, что делает разумным предварительно датировать его создание 1300 годом до нашей эры. Однако, этот экземпляр имеет более скругленный наконечник. Создается впечатление, что это был предмет символического значения.

Присутствие этих типов мечей в руках царей и богов было хорошо известно всюду по древнему миру. Пилоны Карнака показывают бога Амона, вручающего этот тип меча Сети I и Рамсесу III. Мечи в этих примерах являюсь довольно тонкими по сравнению с физическими аналогами. Гард также любопытно трактован в форме папируса, которая может быть замечена в экземпляре меча Тутанхамона. Ссылка на кривой меч в литературных текстах имеется в папирусе Амхерст (Amherst 2.4), где воры описывают, как они нашли могилу царя. Больше всего интересного в этой специфической фразе то, что слово хепеш здесь написано не с принятым детерминативом кривого меча, а скорее с детерминативом бога: соколом на вершине штандарта.

Очевидно это оружие имело символическое значение для всех тех, кто видел или имел его. Этот тип меча очевидно считался связанным с неким высоким статусом, который был понятен на широком географическом пространстве.

Полный текст статьи Николаса Э. Верника на английском http://jan.ucc.nau.edu/~gdc/ssea/vol31/wernick%20article.pdf

фотографии:
http://jan.ucc.nau.edu/~gdc/ssea/vol31/photos/photo86.jpg
http://jan.ucc.nau.edu/~gdc/ssea/vol31/photos/photo87.jpg
http://jan.ucc.nau.edu/~gdc/ssea/vol31/photos/photo88.jpg

P.S. Забавно, что небезызвестный В. Солкин настаивая на историчности сообщения Аль-Кайси о находке Аль-Мамуном мумии фараона с мечом, говорит следущее: "Не вижу, таким образом, никаких препятствий тому, чтобы в погребении Хуфу предположить наличие меча-хепеша". Но этот вид оружия, пришел в Египет из Азии в конце Среднего царства, если не позже. Так что Хуфу может иметь хепеш, равно как и автомат Калашникова, разве будучи персонажем какой-нибудь компьютерной игры.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments